Методическая копилка



                                              (Праздничный утренник для детей младшего возраста)
Действующие лица: Ведущая, Дед Мороз, Лиса - взрослые.
                                   Зайчик-девочка ст.гр
                                   Петрушка-ребёнок ст.гр
                                   Мальвина-ребёнок ст.гр
Дети:  девочки-куклы
             мальчики-Петрушки
                                 (в зал входит ведущая и поздравляет гостей с праздником)
Ведущая: С Новым годом поздравляю
                И больших, и малышей.
                Счастья всем, добра желаю
                И морозных ясных дней!
Пусть звучит сегодня в зале
Ваш весёлый, звонкий смех.
С Новым годом поздравляю
С новым счастьем
Всех, всех, всех!  (звучит музыка, в зал входят дети, встают вокруг ёлки)

1.     Вход «Как красива наша ёлка».

 Ведущий:      К елке нашей новогодней подойдем мы не спеша,
                        Полюбуемся, посмотрим… правда, елка хороша?  (встают вокруг ёлки)
                        Давайте вокруг ёлочки  Мы весело пойдём.
                        И песенку хорошую для ёлочки споём.

2.     Песня «В гости к ёлочке».

Ведущий: А сейчас, мы отдохнём и на стульчики пойдем!  (Дети садятся на стульчики)
Ведущий:    Ой, ребята, посмотрите, на ёлочке колокольчик висит.
              Колокольчик запоёт и гостей к нам позовёт!
              Ну что, ребята, чтобы было веселей, позовём к себе гостей?
Дети: (хором) Да!
                      (ведущая звенит в колокольчик, под грустную мелодию                 
                        идет,опустив голову Зайчик,к нему обращается ведущая)
Ведущий:      Здравствуй ,Зайчик!
 Зайка:(грустно) Здравствуйте.
 Ведущий: Что это ты такой грустный?
Зайка: Мне не до веселья - у меня беда!
Ведущий:  Расскажи,может мы тебе сумеем помочь?
Зайка: (весело) Я себе построил дом на лесной опушке
                 Хорошо мне было жить в лубяной избушке.
                 Но коварная лиса, домик увидала,
                 Постучалась и вошла, а меня прогнала.
                 Был я зайцем скромным, стал теперь бездомным!
 Ведущий:   Не горюй, Зайка,выгоним мы Лису из твоего домика.
Зайка:  (с тревогой) Вы не видели лисы:
                 Хвост,глазищи и усы,
                 И характер грубый,
                 А какие зубы!
Ведущий:   Ребята, а давайте превратимся в собачек. Прибежим, напугаем          
                      Лису,она и убежит.
                                          (Собачки подбегают к домику)
Дети-собачки:  Уходи ,Лиса,отсюда,
                 А иначе будет худо!
                                      (Лиса выглядывает в окошко)
Лиса:       Кто мне спать мешает,
                 Сон мой нарушает?
                 Щас как встану с печки-
                 Прогоню  вас к речке! (дети убегают)
 Ведущий:  Больно злющая лисица,
                 С нею лучше не водиться!
                 Может в петушков нам превратиться?
                       (Под музыку идут дети-петушки)
Дети-петушки: Уходи ,Лиса,отсюда,
                 А иначе будет худо!
                          (Лиса выглядывает в окошко)
Лиса:       Кто кричит здесь у дверей?
                 Убирайтесь поскорей!
                 Не то выскочу, поймаю,
                 Перья все вам ощипаю!  (дети убегают)
Ведущий:   Кто же бедному Зайчику поможет,кто прогнать лисицу сможет?
                 Силой нам лису не взять…надо шутку с ней сыграть!
                 Эй,Лиса,вставай-ка с печки, там охотники за речкой,
                 Вот уж по мосту идут, твою шкуру обдерут.
                           (Лиса выходит из дома, осматривается)
  Лиса:  Где охотники лихие?
 Ведущий:    Ружья -то у них большие, точно будут в цель стрелять!
 Лиса:  Что-то их и не видать...
                 ( Лиса уходит в дом)
Ведущий:  Ну, ребята,выручайте,
                 Как из ружей вы стреляйте,
                 Повторяйте -ка за мной:
                 Пиф-паф,ой-ё-ёй,
                 Уходи ,Лиса,долой!
Дети и ведущая повторяют слова.
Из дома выбегает испуганная Лиса, мечется по залу.
Лиса:   Ой, спасите, помогите, мою шкурку не губите!
             Не буду больше Зайку обижать.
             Разрешите мне с вами Новый год справлять?
Ведущий:  Ну, что, ребята, оставим Лису на празднике?
Зайка: А можно я тоже с вами на празднике останусь?
Ведущий:  Конечно, оставайся. Мы сейчас  в колокольчик позвеним и
                     других гостей на праздник пригласим.
                                             3.Выход Петрушки

Петрушка: Я-забавная игрушка.
                    У меня есть погремушка.
                    Мне под ёлочкой не лень,
                    Веселиться целый день.
                    Не Лягушка я, не Хрюшка,
                    А весёленький Петрушка.
Эй, Петрушки, выбегайте,
Весёлый танец начинайте.
                   
                        4.Танец Петрушек с погремушками.

Ведущий:  Все гости уже собрались на праздник, а где же  наш Дедушка Мороз? Надо   
  колокольчик взять и дедушку громко  позвать, пора нам Новый год встречать!
                      (звонит в колокольчик, дети кричат: Дед Мороз, ау!)
                                          5. Выход Деда Мороза.

Дед Мороз: Иду, иду. Дед Мороз я настоящий, из глухой, дремучей чащи,
                   Где стоят в сугробах ели, где бураны да метели.
                   Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!  
Дети: Здравствуй, Дедушка Мороз!
 Дед Мороз:  Какие вы все румяные да весёлые.                                                                      
                   А ваша ёлка, просто диво:
                   Так нарядна и красива!
                   Я во всех садах бывал-
                   Лучше ёлки не видал!
Вот только огни на ней не горят.
Поможете огонёчки на ёлочке зажечь?
Ну-ка, ёлка, улыбнись!
Ну-ка, ёлка, раз-два-три!
Светом радости гори! (Елка не загорается)
Ведущая: Что-то не загорается! 
Дед Мороз: Прокричали мы без толку,
  Не проснулась наша ёлка.
  Кто-то, видно, не кричал,
  Кто-то, видно, промолчал!
  Прокричим ещё раз вместе:
  Раз-два-три! Ёлочка гори! (Все кричат. Елка загорелась)
Ведущая: Мы не зря старались с вами,
  Елка вспыхнула огнями!
 
  Ах, какая елочка! Искрится вся иголочками.
  Дед Мороз вас всех зовёт
  В новогодний хоровод.
              6. Песня «Малыши-карандаши».
 Дед Мороз: Спасибо за песенку. А сейчас, детвора, поиграть пришла пора. Я принёс на праздник снежки. (Достает из-под елки ватные комочки, бросает в детей). Ты лови… и ты держи. (Бросает снежок одному из детей, ребенок ловит). Теперь кидай в меня. Игра повторяется с двумя тремя детьми, затем со всей группой. Дед Мороз бегает вокруг елки, малыши бросают в него снежки. 

7. Игра «Снежки».

Дед Мороз: Ох, устал я, не могу, возле ёлки посижу.
Ведущий:  Дедушка Мороз, а у нас есть волшебный колокольчик, давай мы в него позвеним и гостей на праздник пригласим.
Дед Мороз: Давайте пригласим.
                                                   9.Выход Мальвины.

  Мальвина: Я куколка красивая, вы знаете меня. 
                     Учу я Буратино
 писать от А до Я. 
                     Зовут меня Мальвиной, Пьеро в меня влюблен,
 
                     И верный пес мой рядом
 Пудель Артамон. 
Ведущий:  Куколки-подружки к Мальвине выходите,
И вместе с этой девочкой для нас скорей спляшите.
(выходят девочки-куклы, встают и ничего не делают)
Дед Мороз: Ну, а чего вы стоите, ничего не говорите.
Куклы (хором): Мы куклы, не простые, мы куклы-заводные.
Дед Мороз: Чего, чего, не понял?
Куклы (хором): Мы куклы, не простые, мы куклы-заводные.
Дед Мороз: Всё равно, не понял.
Ведущий:  Дедушка, это же куклы заводные, их заводить нужно.
Дед Мороз: А! Понял, понял. А где ключик?
Куклы (хором): На ёлке!
 Дед Мороз:  Где? Где?  
 Куклы (хором): На ёлке!

(Дед Мороз идёт к ёлке, снимает ключик. Подходит к куклам,  по одной их заводит, когда он к ним прикасается, они смеются)

                              10.Танец «Мы маленькие куколки».

Ведущий:  Дедушка, а куколки ещё и стихи читать умеют.
1-ая кукла: Мы куколки – подружки, пришли из магазина.
   Нарядные такие, хотим вас удивить.
   Шагать вперёд умеем, и двигаем руками
   Нажмёте на животик, мы будем говорить.
2-ая кукла Мы куколки нарядные, красивые и ладные.
   С новым годом всех поздравим, танцем нашим, позабавим.
3-тья кукла Мы живём, не тужим,  с девочками дружим.
   Умеем спать в коляске, и закрываем глазки.
Дед Мороз: Ай, да, молодцы, ваши куколки. Ну, а теперь скорей ко мне вставайте, в «Паровоз» со мною поиграйте.

                                                  11. Игра «Паровоз».
(дети, под музыку двигаются за Дед Морозом и останавливаются на разных станциях: «Топотушкино», «Попрыгушкино», «Хлопотушкино» и т.д.)
 
Ведущий:  Спасибо, Дедушка, за игру, отдохни у ёлочки, зелёной иголочки.
                    А нам для тебя, почитать стихи пора.

12. Стихи

1-ый ребёнок: Всем нам очень хорошо, весело сегодня,
                        Потому что к нам пришёл праздник новогодний.
2-ой ребёнок: Дед Мороз пришёл сегодня к нам на праздник новогодний.
                        Будет с нами петь, плясать и подарки раздавать.
3-тий ребёнок: Почему снежок идет?
                      Почему на речке лед?
                      Это к нам зима пришла -
                      Много снега намела.
4-ый ребёнок:  Почему у нас в гостях
                   Елка в ярких огоньках?
                   Потому что к нам идет
                   Зимний праздник - Новый год!
5-ый ребёнок:   Нам праздник весёлый
                   Зима принесла,
                   Зелёная ёлка к нам
                   В гости пришла.
6-ой ребёнок:   Сегодня на ёлке
                   Блестящий наряд,
                   Огни золотые,
                   Как звёзды горят.
7-ой ребёнок:   Ёлочку, нарядную,
                 Мы в свой кружок возьмём,
                 Про ёлочку весёлую
                 Песенку споём.
Дед Мороз: А и правда, давайте-ка про ёлочку песенку споём.
        Только пусть нам мамы помогут. А ну-ка зовите их скорей в кружок.

                                13.  Хоровод «Маленькой ёлочке»

 Дед Мороз: Развеселые вы детки.
            Не хочу вас отпускать,
            Хочу с вами поиграть.
            И в мешке своем волшебном ребятишек покатать.

                                        14. Игра «Волшебный мешок».
Перед елкой кладут мешок ( у  него нет дна). Дед Мороз вызывает ребёнка который хочет покататься в мешке. Он сажает его в мешок и несет  вокруг елки.  Дед Мороз ходит вокруг елки, а ребёнок остаётся на месте. Дед Мороз возвращается и “удивляется”. Игра повторяется.
 Ведущий:  Ну и Дедушка Мороз, удивил ты нас своим мешком.
                     А где же твой мешок с подарками?  
Дед Мороз: А куда же я мешок положил?
                    Вот не помню, позабыл.
Ведущая: Ну, ничего, Дедушка, мы тебе поможем.
            (дети вместе с ведущей и Дедом Морозом ищут мешок)

Дед Мороз:  : Вот и подарки.
                     Всем подарки вам принёс
                    Добрый Дедушка Мороз.
                    Жаль, друзья, прощаться надо,
                    Всем домой уже пора.
 До свидания, ребята!
 До свиданья, детвора.

Ведущая: Вот и закончился наш праздник.
                 Пусть Вам Новый этот год
                 Счастье, радость принесёт.
(обращается к родителям) И успеха на работе,
                                             И всего, чего вы ждёте!
                                             Пусть смеются ваши дети,
                                             Пусть всегда вам солнце светит.

               
                                  Реализация содержания образовательной области «Музыка»
2-3 года

Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание
Развивать интерес к музыке, желание слушать, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения

-Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
-Экспериментирование со звуками
-Муз. дид. игры

Групповая

10 мин.
Пение
Вызывать активность детей при подпевании и пении.
Развивать умение  подпевать фразы в песне, постепенно приучать к сольному пению
-Экспериментирование со звуками
- Муз.дид. игры
-Разучивание музыкальных игр и танцев
-Совместное пение

Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
10 мин.
Музыкально-ритмические движения
Развивать эмоциональность,  образность восприятия музыки через движения 

-Импровизации
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
10 мин.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание
-Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

Групповая
15 мин.
Пение
Музыкальные подвижные игры (на прогулке)

Подгрупповая
10 мин.
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности)
Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Подгрупповая
Индивидуальная







                              Реализация содержания образовательной области «Музыка»
3-4 года

Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание
Обогащение,освоение,развитие:
- слушательского опыта;
- слуховой сосредоточенности;
- умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы.
-Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
-Экспериментирование со звуками
-Муз.дид. игры
Групповая

10 мин.
Исполнение
Обогащение, освоение, развитие:
- звукового сенсорного опыта;
- опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения;
- умения сравнивать разные по звучанию предметы;
-  музыкально-ритмических движений и умений игры на шумовых музыкальных инструментах;
- элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому.
-Экспериментирование со звуками
-Муз.дид. игры
-Шумовой оркестр
-Разучивание музыкальных игр и танцев
-Совместное пение
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
10 мин.
Творчество
Обогащение, освоение, развитие:
- умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Импровизации
Групповая
Подгрупповая
Индивидуалная
10 мин.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание
Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов
Групповая
15 мин.
Исполнение
Музыкальные подвижные игры (на прогулке)
Подгрупповая
10 мин.
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности)
Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Подгрупповая
Индивидуальная


                            
                         Реализация содержания образовательной области «Музыка»
4-5 лет

Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание
Обогащение,освоение, развитие:
- представлений о свойствах музыкального звука;
- опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений;
- слушательской культуры;
- умений интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
-Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
-Муз.дид. игры -Беседы интегративного характера
-Интегративная детская деятельность

Подгрупповая

Индивидуальная
14 мин.
Исполнение
Обогащение, освоение,  развитие:
- двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений;
- координации слуха и голоса;
- певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности);
- умений игры на детских музыкальных инструментах;
- элементов танца и ритмопластики;
- общения (в т.ч. сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки).
-Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
-Музыкальные упражнения
-Попевки
-Распевки
-Двигательные, пластические, танцевальные этюды
Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная
14 мин.
Творчество
Обогащение, освоение, развитие:
- потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства;
- умений выбирать предпочитаемый вид исполнительства;
- умения переносить накопленный опыт музыкально-художественной деятельности  в самостоятельную деятельность;
- умений импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки.
-Творческие задания
-Концерты-импровизации
Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная
12 мин.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание
Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

15 мин.
Исполнение
Музыкальные подвижные игры
Интегративная детская деятельность
Концерты-импровизации
(на прогулке)

15 мин.
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности)
Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Подгрупповая

Индивидуальная




                           Реализация содержания образовательной области «Музыка»
5-6 лет

Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание
Обогащение, освоение, развитие:
- представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения;
- опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений;
- слушательской культуры;
- представлений о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях;
- понимания характера музыки.
-Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
-Муз.дид. игры -Беседы интегративного характера
-Беседы элементарного музыковедческого содержания
-Интегративная детская деятельность
Подгрупповая

Индивидуальная
20 мин.
Исполнение:
Обогащение, освоение, развитие:
- умения использовать музыку для передачи собственного настроения;
- певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности);
- игры на детских музыкальных инструментах;
- танцевальных умений.
-Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
-Музыкальные упражнения
-Попевки
-Распевки
-Двигательные, пластические, танцевальные этюды
-Танцы
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
20 мин.
Творчество:
Обогащение, освоение, развитие:
- умений самостоятельного, сольного исполнения;
- умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений;
- умений разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений.
-Творческие задания
-Концерты-импровизации
-Музыкальные сюжетные игры
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
10 мин.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание
-Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

15 мин.
Исполнение
-Музыкальные подвижные игры
-Интегративная детская деятельность
-Концерты-импровизации
(на прогулке)

25  мин.
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности)
Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Подгрупповая
Индивидуальная




                                Реализация содержания образовательной области «Музыка»
                                                                           6-7 лет

Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в день или неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание
Обогащение, освоение, развитие:
- представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке;
- опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений;
- слушательской культуры;
- умений элементарного музыкального анализа.
-Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
- Муз.дид. игры
-Беседы интегративного характера
-Беседы элементарного музыковедческого содержания
-Интегративная детская деятельность
Подгрупповая
Индивидуальная
25 мин.
Исполнение
Обогащение, освоение, развитие:
- певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности);
- игры на детских музыкальных инструментах;
- танцевальных умений;
- выразительности исполнения.
-Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
-Музыкальные упражнения
-Попевки
-Распевки
-Двигательные, пластические, танцевальные этюды
-Танцы
Групповая
Подгрупповая
Индивидуалная
25 мин.
Творчество
Обогащение, освоение, развитие:
- самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа;
- умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев.
задания
Концерты-импровизации
Музыкальные сюжетные игры
Групповая
Подгрупповая
Индивидуалная
15 мин.




Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание
-Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

15 мин.
Исполнение
-Музыкальные подвижные игры
-Интегративная детская деятельность
-Концерты-импровизации
 (на прогулке)

30 мин.
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности)
Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Подгрупповая
Индивидуальная




                    Программы музыкального воспитания в детском саду

Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка.  В данное пособие включен музыкальный материал советских композиторов, построенных по принципу тождества и контраста, например: «Зайчик» Г. Фрида, «Зайка» Е. Тиличеевой, «Зайчики бегут по лесу» А. Гречанинова; «Зайцы» Е. Тиличеевой. К программе «Малыш» автором разработаны 24 дополнительных занятия по слушанию классической музыки и сделана подборка из 54 произведений. Очень важно, что произведения подобраны по принципу тематического контраста, использованы как программные, так и непрограммные сочинения различных композиторов: от Ж.-Ф. Рамо и И.С. Баха до Д. Шостаковича и Г. Свиридова.
 Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.
Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.

Комментариев нет:

Отправить комментарий